Логотип

В корзине нет товаров
Новости

ПО СЛЕДАМ ПЕРЕДАЧИ «ОТКРЫВАШКА» НА РАДИО «ЭХО МОСКВЫ» 29 АПРЕЛЯ 2018 ГОДА

2018-04-28

 

 

 

Задачи для школьников,

а также их родителей, бабушек и дедушек!

 

Все задачи рассчитаны 

на ваши школьные знания!

  

 

 

Все приславшие решение хотя бы одной из задач, получат от нас в подарок любую книгу из прилагаемого списка.

За каждую решенную задачу по одной книге!

 

 

 

Вы можете выбрать любую книгу

из прилагаемого списка!

 

Свои решения присылайте на адрес  id-intellect@mail.ru

 

Тема письма – «Решение задач».

 

Не забудьте указать:

- свой почтовый адрес,

- мобильный телефон,

- ФИО

- и, главное, какие книги Вы  выбрали!

 

УСЛОВИЯ ЗАДАЧ

 

Задача 1.

ЗАДАЧА ДЛЯ АВТОМОБИЛИСТОВ

(С УЧАСТИЕМ КОГО-ТО ИЗ РОДИТЕЛЕЙ ЗА РУЛЁМ)

Экспериментально определите силу сопротивления воздуха и трения качения для Вашего автомобиля при движении по шоссе  с различной скоростью. Опишите методику и результаты измерений. Определите, при каких скоростях движения определяющим окажется сопротивление воздуха.

Поскольку Вы знаете расход топлива на крейсерской скорости, то сможете оценить, какая часть энергии от сжигания топлива уходит на преодоление сопротивления. Сравните эту оценку с максимально возможным КПД по идеализированному циклу Карно. Оцените погрешности Ваших измерений и расчётов.

 

Задача 2.

НАКЛОН ЗЕМНОЙ ОСИ И ЛУННОЙ ОРБИТЫ

С детства Вы знаете, что Земля вращается, а ось вращения наклонена к плоскости, в которой происходит движение по эллипсу вокруг Солнца.

Как из собственных наблюдений установить – вращение вокруг оси и по орбите идут в одном направлении или в разных?

Как самому измерить (или вычислить из своих наблюдений) угол наклона оси вращения?

Приведите свой результат и оцените его погрешность.

Можно ли из собственных наблюдений приближенно найти угол наклона орбиты Луны к плоскости эклиптики? В какую сторону происходит орбитальное движение Луны по отношению к вращению Земли вокруг оси?

 

Задача 3.

ЛЮБИТЕЛЯМ ПРОСТОЙ ЧИСТОЙ МАТЕМАТИКИ

Плоскость раскрашена произвольно в два цвета. Докажите, что отрезок произвольной длины можно всегда расположить на ней так, что концы отрезка попадут на точки одного цвета.

В частном случае, когда оба цвета точно присутствуют, докажите и возможность положить концы отрезка на точки разного цвета.

 

Задача 4.

ТЕПЛОТА РАСТВОРЕНИЯ И ХИМИЧЕСКИЕ ГРЕЛКИ

Придумайте способ измерений теплового эффекта при растворении различных твердых и жидких веществ, например, в воде.

Опишите свою методику и представьте результаты для нескольких комбинаций растворяемого вещества и растворителя.

Почему, на Ваш взгляд, теплота растворения, в отличие от теплоты плавления бывает и отрицательной? Сравните свои результаты со справочными данными. Предложите конструкцию химической грелки на основе реакции растворения.

Пользуясь данными из литературы, сравните эффективность такой перезаряжаемой грелки и часто используемой обратимой (на тепле, выделяющемся при замерзании наполнителя).

 

Задача 5.

АРМАТУРА В БЕТОНЕ

Предложите и испытайте способ обнаружения замурованной в бетоне арматуры и других металлических предметов без разрушения изучаемой бетонной конструкции. Пришлите фотографии и результаты испытаний.

 

Задача 6.

ЛЮБИТЕЛЯМ ГИДРАВЛИКИ…

На садовых участках при разводке от магистральной водопроводной трубы давление и располагаемый расход воды часто падают настолько, что приходится устанавливать подкачные насосы. Например, из отвода трубы можно взять 30 л/мин, а из присоединённого к ней горизонтального шланга всего 5 л/мин.  Для своего водопровода создайте близкую экспериментальную ситуацию и, при известных Вам размерах шланга, оцените, какая нужна мощность насоса, чтобы получить расход воды из шланга, скажем, 15 л/мин. Потерями в насосе пренебрегите. Где нужно устанавливать насос – на входе воды в шланг или на выходе?

Как надо описать условия другого опыта, чтобы школьная фраза «жидкость в сообщающихся сосудах устанавливается на одной высоте» соответствовала действительности? Ведь легко убедиться, что чаще всего по шлангу вода не дойдёт и до 2-го этажа, не то что до своего уровня в водонапорной башне.

 

Задача 7.

НОСИТЕЛИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА В ВЕЩЕСТВЕ

Проведите простой домашний опыт. Измерьте электропроводность солёной воды при комнатной температуре и, затем, льда, получившегося при её замораживании.

Независимо сравните электропроводность жидкого сплава (например, припоя, что не требует высокой температуры) и его же после затвердевания.

Приведите описание эксперимента, результаты и Ваше объяснение характера протекания тока в обоих случаях.

 

Задача 8.

ЗВУК И ВЕТЕР

Рассмотрим известное многим явление. Два человека на лужайке играют, например, в бадминтон. На расстоянии 15 – 20 метров они прекрасно друг друга слышат. Но налетевший ветер «уносит звуки». Проверьте это наблюдение сами; уточните, при каком направлении ветра эффект наиболее заметен.

Дайте возможное объяснение.

Для убедительного, с числами, решения задачи Вам придётся придумать и изготовить простейший измеритель скорости ветра (от поверхности до 3 метров высоты над землёй).

Как откалибровать такой прибор?

Приведите результаты измерений, наблюдений и расчёты.

 

 

Эти  книги будут полезны Вам

в старших классах школы

и в студенческой жизни

 

Никифоров А.Ф.

Лекции по уравнениям и методам математической физики

 

Райгородский А.М.

Комбинаторика и теория вероятностей

 

Розанов Ю.А.

Лекции по теории вероятностей , 3-е изд.  

 

Белоусов Ю.М.,  Кузнецов В.П., Смилга В.П.

Практическая математика.

Руководство для начинающих изучать теоретическую физику, 2-е изд.

 

Гегузин Я.Е.

Живой кристалл, 3-е изд.

 

Гегузин Я.Е.

Очерки о диффузии в кристаллах

 

Гросберг А.Ю., Хохлов А.Р.

Полимеры и биополимеры с точки зрения физики, пер. с англ. , 2-е изд.

Гольдин Л.Л., Новикова Г.И.

Квантовая физика. Вводный курс, 2-е изд.

 

Гринштейн Дж., Зайонц А.

Квантовый вызов. Современные исследования оснований квантовой механики, пер. с англ., 2-е  изд., доп.

 

Зильберман Г.Е. 

Электричество и магнетизм, 2-е изд.  

 

Пергамент М.И.

Методы исследований в экспериментальной физике

 

Гегузин Я.Е. Капля, 3-е изд.

 

Гегузин Я.Е. Пузыри, 2-е изд.

 

Ландау Л.Д., Ахиезер А.И., Лифшиц Е.М.

Механика и молекулярная физика в курсе общей физики, 5-е изд.

Щеголев И.Ф.

Элементы статистической механики, термодинамики и кинетики,  2-е изд., испр.  

 

Клаассен К.

Основы измерений. Датчики и электронные приборы, пер. с англ., 4-е изд.

 

Курдюмов Г.М. 

Химия в вопросах и задачах

 

Леенсон И.А. 

Как и почему происходят химические реакции.

Элементы химической термодинамики и кинетики

Леенсон И.А.

Химия в технологиях индустриального общества

 

Тарасов Л.В.

Природа землетрясений и вулканизма

 

Тарасов Л.В. Земной магнетизм

 

Тарасов Л.В.

Ветры и грозы в атмосфере Земли 

 

Тарасов Л.В.

Физика природных льдов Земли

 

Тетельмин В.В., Язев В.А. 

Энергия нефти и газа  

 

Тетельмин В.В., Язев В.А.

Физические основы традиционной и альтернативной энергетики

 

Бертолотти М.

История лазера, 2-е  изд., пер. с англ.            

 

Власов В.К.

Полезный ветер. От паруса до ….

 

Кокин С.М., Селезнёв В.А.

Физика в истории железных дорог

 

Корженевич А.О., Коростелина Т.А., Голубев М.О.

Экзамен по физике

 

Леенсон И.А.

Шутят… химики!, 2-е изд.

 

Миттова И.Я., Самойлов А.М.

История химии с древнейших времён  до конца XX века, 1 том                                      

 

Миттова И.Я., Самойлов А.М.

История химии с древнейших времён  до конца XX века, 2 том                                  

 

Морозов И.В.

К заоблачным глубинам. История высотных полётов

 

Урысон А.В.

О звёздах Серия "Мои первые книги по астрономии"

 

Хоофт Г., Вандорен С.

Время от 10-44 секунды до бесконечности. Явления природы на шкале времени,
пер. с англ.